Menu

Златоустовский трамвай

    

     Этот город уже известен нам своими высокими горами (национальный парк «Таганай»), традиционным промыслом – резьбой по металлу и его промышленной выплавкой (ОАО Златоустовский металлургический завод), но есть здесь одна диковинка, о которой знают далеко не все. Речь идет о трамвае. «Что необычного в трамвае?» - скажете вы. А дело вот в чем: здесь курсирует самый высокогорный трамвай в России (уклон линии местами достигает 50%).

     Сама мысль проложить в Златоусте трамвайные рельсы появилась в генеральном плане развития города в 1928 году благодаря находчивости архитектору Д. Шибаеву. Он не побоялся расположения города, который будто бы лежит в котловине, окруженный крутыми горами. Уже через 3 года после утверждения на картах появились первые проекты трамвайных маршрутов. Строительство первой однопутки длиной всего 5,8 км - «Площадь - Металлургический завод» - началось в апреле 1934 года, и 25 декабря первый состав по этим рельсам уже отправился на маршрут. Одновременно с путями строили депо. Спустя чуть больше года, в 1936, открылся и второй маршрут - «Площадь - Вокзал». Рельсы протяженностью 12,57 км связали центр города, вокзал и поселок металлургов. В 1950 гг. проложили еще одни пути, торжественно презентовали третью линию «Старый город - Новый Златоуст». Приведем немного цифр: сегодня Златоустовский трамвай - это 50,7 км общей длины путей, 7 оборотных колец, 85176 шпал, 72 стрелочных перевода. Но все же основная его отличительная черта отнюдь не в цифрах, а в характере ландшафта движения. Можно с уверенностью сказать, что он держит первенство по специфичности и трудоемкости. Тут в пору устраивать соревнования для водителей. Ведь не каждый справится с такими условиями поездки.

      Участками с наиболее тяжелыми для водителя условиями считаются 15 отрезков маршрута (протяженность 6,1 км) – врят ли их осилил бы другой общественный транспорт – автобус или троллейбус. А усердный трамвайчик карабкается  по склонам, парит по рельсам, уводящим его в глубокие овраги и поднимающие на высокие холмы, заставляющие плутать по лесным опушкам и протискиваться между деревенских домиков.  

Иногда в нем кажется, что трамвай поднимается почти вертикально, поэтому все вагоны (а они тут только одиночные) оборудованы специальными приспособлениями -«тягунками», а с недавнего времени еще и GPS-навигаторами (видимо чтобы не потерялись). Составы также надежны и проверены горными тропами: с 1976 года и до сих пор в основе парка находятся вагоны серии КТМ-5 М3 Усть-Катавского вагоностроительного завода, а с 2001 года закуплены девять составов серии 71-619 того же предприятия – они на удивление стойко переносят и тяжелый рельеф, и весьма непростой уральский климат.

      Трамвайная поездка из депо от начала и до конечной – скорее всего, самый удачный вариант экскурсии по городу, в котором вы испытаете экстремальные ощущения. Рельсы оплетают почти все точки Златоуста, сходясь в самом центре, у Краеведческого музея (это бывший Дом Горного начальника). В окнах проскакивают пейзажи Таганая, Косотура, Александровской сопки, Уреньги, реки Ай (посоветуем примоститься у заднего окна) и все основные достопримечательности города. Трамваи курсируют  всего по двум маршрутам: № 1 (Машиностроитель - Университет, объединивший когда-то существовавшие № 4 и № 5: 16 км, 30 остановок, 60 минут, по пн-пт ходят 18 вагонов) и № 3 (Площадь Металлургов - ПУ-35:11 км, 19 остановок, 35 минут, по пн-пт - 7 вагонов). Более сложный рельеф пути у «тройки». Интервал движения в среднем - 10 минут на маршруте № 1 и 13-16 минут на маршруте № 3. Стоимость билета - 12 р. Как связаться с трамвайным депо и уточнить расписание – см.ниже. Абсолютно уникальный проект Златоустовского трамвайного управления - детский трамвай-кафе «Вагончик сказок». Разрисованный героями мультиков вагон оборудован разноцветными столиками и приспособлен для проведения детских торжеств. Работники-аниматоры предлагают более тридцати программ для детей разных возрастов, а маршрут и остановки волен выбирать сам заказчик действа(!). Двухчасовая поездка будет возможна ежедневно с 8.00 до 22.00, стоимость такого удовольствия - 3000 рублей за вагон.

Как добраться:

       Как уже говорилось ранее, он расположен в Челябинской области, в 150 км от Челябинска. Добраться до него несложно – нужно ехать по федеральной трассе М5 в направлении Уфы до самого Златоуста. Сюда можно попасть на автобусе из Екатеринбурга с Южного автовокзала(№878,892,935,903), из Челябинска(№506), Магнитогорска(№784), Перми (№976), Казани(№950).

Сергей Борисов

Наши координаты

Телефоны
  8 (343) 219-22-45
    8 (908) 63-08-013
      8 (912) 67-18-994
e-mail
  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  
    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.