Menu

Вот вот рыбакам предложат..

Как уже сообщалось в СМИ, в Москве 5 декабря состоится рабочее совещание под председательством сразу двух, что уже сенсационно, заместителей Председателя Правительства Аркадия Дворковича и Юрия Трутнева. На нем будут рассмотрены нормативно правовые акты по инвестиционным квотам. На совещание приглашен и узкий круг представителей ассоциаций и объединений рыбопромышленников – по 1–2 представителя от ведущих бассейнов. По имеющимся у редакции сайта сведениям из хорошо информированных источников,   от ВАРПЭ будет А.Фомин, от Дальневосточного бассейна – Г.Зверев (АДМ), от Северного бассейна – В.Григорьев (СРПС) , от Западного бассейна – В.Кожарский , от ассоциации крабового лова А. Дупляков и от регионального объединения рыбаков – прибрежников Севера В.Балашов.

Напомним читателям, что на столе совещания два проекта по «инвестквотам» – Росрыболовства и Минвостокразвития, которые принципиально разные в своей основе и которые пока не поддерживаются большинством рыбацкого сообщества. Более того состоявшиеся накануне два заседания: в администрации Президента и в Совете Федерации с участием более широкого представительства рыбаков выявили существенные разногласия между Росрыболовством и Минвостокразитием, с одной стороны, и этими двумя федеральными ведомствами и ассоциациями, союзами рыбаков, с другой стороны. Этот нерешенный вопрос, – какой вариант из двух проектов нормативно правовых актов принять, – и будет предметом обсуждения. Точнее – предполагается «уломать» рыбаков склонить голову перед рыбной властью и скорее всего перед проектом Росрыболовства.

Что же в итоге следует ожидать от этого совещания под председательством А.Дворковича и Ю.Трутнева? Этот вопрос редакция сайта попросила прокомментировать по телефону Вячеслава Зиланова, позиция которого хорошо известна читателям, да и федеральным и региональным органам власти. Вот, что он ответил:

«Мое отношение, подкрепленное мнением специалистов отрасли и собственным анализом проектов нормативно правовых актов, которые будут, рассматривается на совещании под председательством А. Дворковича и Ю. Трутнева, отражены ранее в Обращении к Президенту РФ В.В. Путину и в статьях – « От диктата «рыболовных федералов нужно переходить к региональному отраслевому прагматизму в рыбном хозяйстве» и «Отдай пахарю поле, а рыбаку море». Они размещены и на вашем сайте и полностью относятся к упомянутым проектам. Этим хочу подчеркнуть, что авторы проектов на сегодняшний день продолжают «продавливать» экономически не просчитанные и административно забюрократизированные проекты, которые отвергают большая часть рыбопромышленников. Правда, «молчаливых рыбопромышленников». Как говорят, доверительно, некоторые из них: « Говорить, предлагать громко начальству себе дороже будет». Другие, увидев стремительно меняющиеся проекты нормативных актов (три за последний месяц только выставленных на официальном правительственном сайте) прекратили их рассматривать и приняли «молчаливое решение»: «Пусть принимают, что хотят. Примут, посмотрим, просчитаем. Будет убыток – продам рыбный бизнес. Пусть работают те, кто «умеет» рыбачить себе в «убыток». Браконьерничать отказываюсь». Такова реальность, и это результаты почти двухгодичного кошмаривания рыбного бизнеса руководством Росрыболовства различными, повторюсь, экономически не просчитанными забюрократизированными нормативно правовыми актами.

Что же касается рассматриваемых двух проектов, представленных Росрыболовством и Минвостокразитием, правда последним обозначены только основы будущего подхода, которые будут обсуждаться на совещании у зампредов, то их объединяет только одно общее. Это изъятие ежегодно до 20% от ОДУ (считай у каждого пользователя) наиболее ликвидных и освоенных объектов рыболовства и направлении их на инвестиционные цели – строительство судов на российских верфях (15%) и рыбоперерабатывающих предприятий на российской территории (5%). Собственно это уже законодательная норма, и упомянутые ведомства обязаны ее исполнять. А далее идут существенные отличия упомянутых проектов и подходов двух федеральных органов. Не вдаваясь в деталях, в них может утонуть даже олимпийский чемпион по плаванию, отмечу только, по моему мнению, три основных отличия.

Первое. Это объекты, выделяемые на инвестиционные цели. Росрыболовство предложило четыре объекта: минтай, сельдь для Дальнего Востока и треску и пикшу для Северного бассейна.

Минвостокразвития предлагает значительно расширить видовой состав за счет крабов, палтуса, сайры и ряда других объектов. Вопрос этот на первый взгляд прост, но это не так. Тем не менее, оба ведомства предлагают направлять на инвеспроекты уже освоенные и ликвидные как на внутреннем, так и мировом рынках объекты рыболовства. Нет предложений о направлении на инвеспроекты недоиспользуемых и новых объектов промысла, а также объектов в отрытых районах Мирового океана за пределами 200–мильных зон.

Второе. Для расчета и получения инвестквот Росрыболовство предлагает многоступенчатую систему различных комиссий, предоставления гарантий, включая финансовую, банковскую, различных заключений, аудитов и т.д. Кроме того масса ограничений по предполагаемому строительству судов – измерения, мощность, оборудования и т.д.

Минвостокразвития предлагает уйти от забюрократизированной системы Росрыболовства и при расчете и получении инвестквот использовать упрощенный «механический» подход – в зависимости от дедвейта строящего судна. Почему от дедвейта? Объяснение – это просто и понятно. Но тогда можно подобрать и любой другого показатель, например – от количества экипажа, от мощности двигателя и т.д.

Выбрать из этих двух предложений один весьма не просто. Соединить их в один, отбросив шлак, еще сложнее.

В случае принятия проекта Росрыболовства с косметической и правовой правкой, то при его осуществлении на практике, он «захлебнется» в бюрократических сетях и приведет неизбежно к различным скрытым формам коррупции, а в итоге к спаду производства во всей отрасли, к ее разбалансировке.

Третье. Это подходы к прибрежному рыболовству. Росрыболовство за единое промысловое пространство. При осуществлении прибрежного рыболовства обязательная поставка сырья на береговые рыбфабрики только в свежем, охлажденном и разделанном виде. Плюс прибрежникам повышающий коэффициент квот на 20% ежегодно. Откуда их взять? Отнять у тех, кто ведет промышленный лов, не в прибрежном режиме. Отсутствует механизм обновления добывающего для прибрежного лова флота.

Минвостокразвития считает прибрежному рыболовству надо уделить первостепенное внимание с учетом его социального значения и необходимости обновления добывающего флота и привязке его к территории приморских субъектов.

Совершенно очевидно, что предложение Росрыболовства на практике приведет, при едином промысловом пространстве, к уходу части и существенной, прибрежников в промышленное рыболовство. Это в свою очередь уменьшит объемы вылова прибрежным флотом на Дальнем Востоке примерно на 40 – 60%, на Северном бассейне до 50% со всеми вытекающими социальными и экономическими последствиями.

К существенным недостаткам обоих проектов нормативно правовых актов относится отсутствие реальных экономических расчетов, выполненных совместно с представителями рыбацкого сообщества. Не учтены в проектах и особенности бассейнов. Полагаю разъяснять здесь излишне, на это представители рыбаков не однократно обращали внимание на всех совещаниях с участием федеральных органов.

И все же, отвечая на ваш вопрос, что следует ожидать в итоге от этого совещания, да еще и под председательством двух зампредов – А. Дворковича и Ю. Трутнева? В «лучшем» случае, это будет принятия решения «сузить» применение проекта «инвестквоты» до «пилотного», проведя его на минтае и сельди Дальнего Востока. И по его реальным – катастрофическим, по сути, для целого ряда рыбопромышленных компаний!!! – результатам принимать решение о нецелесообразности распространения этого «опыта» по всей отрасли.

В худшем случае, это принятие за основу проектов Росрыболовства с косметическими правками. При этом уже вся отрасль по всем бассейнам будет подвергнута этому эксперименту, со всеми огромными рисками и со всеми вытекающими последствиями, прежде всего социальными. Так что выбор у нас небольшой – КАК из двух разрушительных выбрать «ЛУЧШИЙ».

Наши координаты

Телефон: 8 (912)  6718-994 

 

Адрес для корреспонденции:

г. Екатеринбург, проспект Ленина 13а, 620014

 

 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.