Menu

Российская рыба в сетях управленческого кризиса и давления силовиков

  В последнее время в рыбной отрасли произошло ряд знаковых событий. Среди них, такие как затянувшиеся согласование пакета документов по инвестквотам, обновление состава межведомственной Рабочей группы по развитию рыбохозяйственного комплекса при Минсельхозе, смена руководства ВАРПЭ, смена директора ВНИРО, арест директора ТИНРО – центра. Не меньшее значение имеют и продолжающее давление силовых структур на рыбный бизнес, неожиданное приятие руководством Росрыболовства решение о проведении 14 – 16 сентября с.г. в Санкт-Петербурге Международной рыбной выставки и IV Всеросийского съезда работников рыбного хозяйства и ряд других.

  Все эти события, как правило, федеральными органами освещаются неохотно, а рыбацкое сообщество «завороженное» погоней за прибретением «инвестквот» тоже старается не выступать и не комментировать такие разнонаправленные новости. А ведь все они непосредственно касаются не только «адмиралов» – собственников рыбного бизнеса, но и наемных управленцев компаний, их работников и рыбаков – от капитанов до рыбаков и рыбопереработчиков.

  В этой связи редакция сайта организовала обсуждение некоторых из вышеприведенных проблем между ее главным редактором – писателем и журналистом Сергеем Вахриным и профессионалом – рыбником, председателем КС «Севрыба», экс-заместителем Министра рыбного хозяйства Советского Союза Вячеславом Зилановым. Ниже приводится их диалог. Он достаточно острый. Публикуя его редакция хотела бы призвать заинтересованных специалистов высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам, которые, на наш взгляд, достойны общественной дискуссии. Все мнения мы готовы разместить на своем сайте.

С.В. Вячеслав Константинович, в последнее время вы исчезли из СМИ и ваш голос не слышен ни по «инвестквотам», ни по текущим вопросам. К тому же вас не включили в обновленный состав межведомственной Рабочей группы по развитию рыбохозяйственного комплекса при Минсельхозе, в которую вы входили с момента ее образования. Да, вы, безусловно, были в Рабочей группе неудобным оппонентом тех законодательных проектов, которые потенциально несли риски для развития отрасли и были экономически не просчитаны. Вместе с тем к вашему мнению, как специалисту с огромным практическим опытом, прислушивались другие ведомства, входящие в Рабочую группу, да и рыбацкое сообщество.

Впервые не слышно было вашего голоса и на последней Коллегии Росрыболовства, хотя вы, как нам известно, присутствовали на ней. В кулуарах Коллегии даже байка гуляла, что, дескать, Зиланова пригласили на Коллегию «с правом не выступать!». Вот он и не выступает.

Вы сами таким образом решили отойти от рыбных дел, прекратить общественную и публичную деятельность, или от вас аккуратно, по лучшим московским аппаратным играм, тихонько избавляются, как не разделяющего мнение рыбного начальства?

В.З. Буду краток – самоликвидацией заниматься не намерен! Пока есть что сказать, буду говорить, но по существу, не взирая на чины и на основе своего собственного опыта и собственного анализа. Почувствую, что рыбацкому сообществу мое мнение не интересно,   или рыбопромышленники сами мне об этом скажут - уйду в сторону безо всяких обид.

Что же касается проекта «инвестквот», то по нему я неоднократно и публично высказывался. В концентрированном виде моя позиция изложена в соответствующем обращении к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, которое не потеряло актуальности и в настоящее время. Полностью это обращение к Президенту опубликовано было на вашем сайте. За что Вам искренне благодарен!

Принципиальное решение руководством страны по проекту «инвестквот» с подачи Минсельхоза и Росрыболовста принято. По существу оно только для отвода глаз именуется «инвестквотами», а фактически это те же «квоты под киль». Против последнего всегда выступало подавляющее большинство рыбацкого сообщества, что отражено и в Решении III-его Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. Мое мнение об ошибочности проекта «инвестквот» не изменилось. По этому вопросу я, полагаю, достаточно и аргументировано высказался. Уверен, что в последующем практика применения «инвестквот» подтвердит мои выводы.

Относительно не включения меня в обновленный состав Рабочей группы полагаю, что это связано с ротацией ее членов, ее «омоложением» и у меня нет никаких претензий по этому вопросу. Право Минсельхоза формировать тот состав межведомственной Рабочей группы, который отвечает решению задач, стоящих перед ней.

Да, я действительно был на Коллегии, поскольку ее впервые объявили открытой, публичной. Внимание участников Коллегии и мое привлекли основные доклады, особенно руководства Росрыболовства, представителей Федерального Собрания РФ и представителей силовых структур. Последние по все показателям этого года -- читай «количество проверок, выявления нарушителей, взыскания штрафов и наказаний нарушителей (браконьеров и т.д.) -- в разы повысили по сравнению с прошлым годом. Силовики на этом направлении «добились» больше успехов, чем рыбаки наловили рыбы. Подумав, поразмышляв, над всем услышанным и происходящем на Коллегии пришел к выводу о бесперспективности своего выступления в этой «торжественно бравурной обстановке».

С.В. С моей точки зрения складывается впечатление, что первичный вариант проекта Росрыболовства «Квоты под киль», который неожиданно для самих разработчиков проекта видоизменился в «Инвестквоты», обескуражил авторов первого варианта, которые полагали, что нашли замечательную лазейку для вывода очень значительного рыбного ресурса на «нужды» по существу одной компании «Русское море», которая и стояла в числе инициаторов такого проекта. Чего стоит прямое письмо руководства этой компании на имя Президента РФ В.Путина и полученный от него быстрый положительный ответа – поручения о реализации этого проекта?! Теперь «нужды» одного «Русского моря» стали нуждами многочисленных компаний и проект «Квоты под киль» стал общим. Это, как я понимаю, настолько перепугало и всполошило его разработчиков, что они, пытаясь вернуть проект в прежнее русло, все более и более усложняют и запутывают его процедуры, делая этот проект все более и более невыполнимым. Но третья сила – в числе этих «многочисленных» компаний – вынуждает вносить какие-то поправки, на которые Росрыболовство, Минсельхоз вынуждены искать варианты решений новых «осложнений» проекта, еще более осложняя процедурные документы. К тому же скоро исполнится почти год с момента когда на заседании Правительства РФ ее председатель Д.А. Медведев обратил внимание Росрыболовства на то, что для реализации проекта «инвестквот» надо разработать и принять 25 (!!! – и будет «опять двадцать пять», как говорят в народе) Постановлений Правительств РФ и несколько ведомственных приказов! На сегодняшний день нет ни одного принятого Постановления Правительством РФ по «инвестквотам»! Одни проекты, больше смахивающие на прожекты. Что это неумение работать или… что-то, другое?

Короче, создается впечатление, что «рыба» в лице самого Росрыболовства вместо приманки захватила свой собственный хвост и заглатывает его все глубже и глубже…

И снова вспоминается бессмертный афоризм В.С. Черномырдина: «Думали сделать, как лучше, а получилось, как всегда!».

В.К. Согласен, Сергей Иванович, с вашим анализом и выводами относительно внедрения в отрасль проекта «Квоты под киль» - «Инвестквоты» и «вклад» в этот процесс компании «Русское море». Но вы забыли о соответствующем вкладе в это «дело» и АДМ.

Но все же, безусловно, главную роль здесь сыграло новое руководство Росрыболовства. Оно не только успешно переименовало отторгаемое рыбаками понятие «квоты под киль» в благозвучное «Инвестквоты», но и успешно его продвинуло во властные структуры. Так руководство Росрыболовства сумело заинтересовать администрацию Президента и Правительство в некой (безусловно, мифической) реальности посредством «инвестквот» обеспечить загрузку отечественных верфей строительством рыболовных судов в количестве не менее 250 единиц разного класса, а также повысить эффективность отрасли и наполнить внутренний рынок рыбопродукцией с высокой добавочной стоимостью. Словом, очередной сказкой о «молочных реках» -- о том, что население будет «купаться» в рыбе и скупать эту рыбу за гроши, то есть по доступной цене.
Напомню и такой существенный «вклад» штаба отрасли, как отказ его руководства от участия в реализации весьма взвешенных и направленных на действительно устойчивое развития отрасли, вытекающие из Решений III-его Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства. А ведь эти Решения вырабатывались весной 2012 года с участием прежнего руководства Росрыболовства, ВАРПЭ и других ассоциаций, союзов регионального уровня и с ведома Правительства РФ, которое в то время возглавлял В.В. Путин. В работе же самого съезда активно принимал участие Первый заместитель Председателя Правительства РФ В.А. Зубков, за что рыбаки ему очень благодарны. Но тогда, сразу после съезда, никто и предположить не мог, что со сменой   Правительства и его председателя, а им стал Д.А. Медведев, Росрыболовство сольют окончательно с Минсельхозом. А во главе Росрыболовства поставят И.В. Шестакова – управленца, весьма далекого от рыбной отрасли. Затем на закрытой «тайной вечере» в которой участвовали один из замов Председателя Правительства, будущий куратор отрасли, представители ФАС и ФСБ ( вновь по-русски сообразив на троих), большие московские чиновники приходят к выводу о том, что сырьевые государственные ресурсы – водные биоресурсы - используются рыбаками не эффективно и надо вносить соответствующие серьезные коррективы. Все это и привело к торпедированию решений III-его Всероссийского съезда. Последняя надежда у рыбацкого сообщества оставалась на внимательное рассмотрение проблем отрасли на Президиуме Госсовета. Однако, и этот процесс, и прежде всего подготовка материалов к нему и проекта Решения, вновь оседлало руководство Росрыболовста, бесцеремонно «отодвинув» в сторону официального руководителя Рабочей группы О.Н.Кожемяко. Попытки провести накануне заседания Президиума Госсовета IV-тый Всероссийский съезд рыбаков вновь не поддержало Росрыболовство и крупный бизнес, включая и АДМ.

Надо признать, что в результате этого рыбацкое сообщество, действуя разрозненно и не желая консолидироваться по отстаиванию своих профессиональных интересов, проиграло «битву» по перспективам оптимального использования биоресурсы в русле разработанных решений III-его съезда рыбаков.

Сейчас, начиная с 2018 -2019 годов, в течение 15 лет будет внедряться законодательно оформленная система передела основных объектов водных биоресурсов с огромными рисками для рыбацкого бизнеса, да и для всей отрасли, со скрытой (но явной!!!) коррупционной составляющей. Последнее подтверждается и опасением, высказанным В.В. Путиным еще в июле 2014 года на совещании в Архангельске, когда он, ознакомившись с сообщениями А. Дворковича и И. Шестакова по «модернизации исторического принципа», которое и вылилось в последующим в «инвестквоты», напутствовал: «Чтобы новых жульнических схем не создавали только». И далее Президент добавляет: «Понимаете, если сейчас это рыбаков устраивает (имеется в виду «исторический принцип» -- пояснение мое), надо иметь это в виду».

Все эти указания Президента РФ В. Путина государевы служивые (и прежде всего А.Дворкович и И.Шестаков) «выполнили» точно наоборот – переставив их с ног на голову. А доложить правду об истином положении дел в рыбной отрасли Президенту давно уже некому, а все письма и прошения от рыбацкого сообщества оседают в кабинетах минсельхозовских и росрыболовских чиновников.

Поэтому длительность принятия подзаконных нормативных актов по «инвествотам» закономерна и вызвана, по моему мнению, с одной стороны сложностью их согласования с другими ведомствами, которые имеют статус на федеральном уровне на порядок выше, чем Росрыболоство, а с другой стороны -- сами эти проекты громоздки, запутанны, что свидетельствует об их непрофессиональной проработке. Все это подтверждает продолжающийся затяжной кризис в управлении отраслью на федеральном уровне и свидетельствует о дефиците кадров в штабе отрасли – отсутствии профессионалов с производственным опытом. Пора Правительству вернуться к пересмотру статуса Россрыболовста и его руководителя, придав ему тот уровень - министерский, который позволит решать вопросы, а не бегать их согласовывать. К тому же многие практические вопросы по регулированию рыболовства так и не переданы в регионы, не смотря на неоднократно принимаемые по этому вопросу решения, вплоть до решений Президента страны. Эти решения саботируются…

С.В. Но Президенту, как известно, периодически его аппарат готовит обзор событий, поступающих писем. Из них он может узнать, ориентируясь на такие высказывание, как сделанное недавно в СМИ губернатором Мурманской области М.В.Ковтун о том, что благодаря решению Президента, принятому по результатам Президиума Госсовета, построена новая рыбоперерабатывающая фабрика «Полярное море» в поселке Минкино с годовой мощностью до 12 тыс. т готовой продукции. Как это может быть? В рамках этих самых «инвестквот»? Но ведь проекты подзаконных актов по «инвестковотам» даже еще и не приняты, не говоря уже об их вступлении в силу. Что это как не втирание Президенту очков или выдача желаемого, которого нет на самом деле, в действительности?

В.З. Да, такая спекуляция, к сожалению, происходит в СМИ, даже при вводе новых построенных без всяких «инвестквот» рыбопромысловых судов и береговых рыбоперерабатывающих заводов. Грешат этим все же больше федеральные органы власти. Полагаю это то ли от незнания существа дел, то ли из желания   приписать все сделанное или то, что делается, как положительный эффект от «инвестквот» и решений Президента, который открыл им зеленый свет. Не исключено, что этим хотят «прикрыть» возможный будущий провал этого проекта. Дескать, были все же «положительные ростки»! Таков, к сожалению, наш современный верноподданный российский рыночный чиновник. А рыбоперерабатывающая фабрика, о которой вы говорите, построена действительно на собственные и заемные средства самой компанией, без всяких «инвестквот». Таких примеров строительства рыбоперерабатывающих фабрик достаточно и у вас на Камчатке.

С.В. Вячеслав Константинович, я хотел бы также вернуться к теме «лидеров рыбной отрасли», так как у нас с вами обозначились некоторые разногласия по вопросу о новом руководстве ВАРПЭ – Всероссийской ассоциации рыбопромышленников – которая должна представлять в Москве, в том числе и в Кремле, рыбацкое сообщество.

Я хотел бы сделать некоторый экскурс в историю, чтобы мы с вами могли вспомнить судьбу тех лидеров рыбной отрасли страны, которые были ими в годы Советской власти, но не смогли найти себя в наше время.

Я знаю только трех человек, бывших крупными советскими организаторами рыбной отрасли, которые возглавляли общественное рыбацкое движение в наше новое российское время: это экс-заместитель Министра рыбного хозяйства СССР Вячеслав Константинович Зиланов. Вы были председателем Координационного совета рыбаков, вице президентом ВАРПЭ, сейчас возглавляете Координационный совет Северного бассейна; экс заместитель председателя Росрыболовства Юрий Иванович Кокорев. Он же – экс-президент ВАРПЭ. К ним я отношу и экс-руководителя Всесоюзного рыбопромышленного объединения «Азчеррыба» Александра Николаевича Якунина – тоже экс-члена правления и одного из организаторов ВАРПЭ. Но А.Н. Якунин давно отошел от общественной деятельности, хотя очень успешно занимается историей рыбопромысловых флотов. А Ю.И. Кокорев ушел на преподавательскую работу. Остаетесь в строю пока из старшего поколения только вы.

Бывший руководитель крупнейшей в Советском Союзе Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота бизнесмен Никитенко распродал государственный флот и бежал в Америку, где создал собственную небольшую компанию на Аляске. Судьба хозяина другого советского гиганта – «Дальморепродукта», как и его хозяина, Юрия Григорьевича Диденко, печальна – они оказались банкротами, хотя выступали в роли самых яростных грабителей под стать Чубайсу и Грефу (и В.Ф.Корельскому тоже, который и благословил воровскую приватизацию в рыбной отрасли).

Сахалинский рыбный бизнес сразу же стал воровским и рассыпался, как бисер на асфальте, среди воровских компаний, поглотив и Корсаковскую БОР, и Невельскую базу тралового флота, и Сахалинморепродукт.

Свои фирмы попытались создать, используя административный ресурс, хозяева Дальрыбы (Ю.И. Москальцов) и Камчатрыбпрома (В.И. Потапенко). Увы, эти компании ничего из себя выдающего, а тем более лидерства в отрасли, не представляют…

В России сохранились в первозданном (еще советском) виде только два предприятия – «Океанрыбфлот» и рыболовецкий колхоз имени Ленина. Два крупнейших рыбопромышленных предприятия в современной России.

Эти же компании, по моему мнению, являются ядром Ассоциации добытчиков минтая.

То есть старая гвардия не создала преемственности.

И я бы хотел поговорить с вами о том, почему это случилось?

В.З. Прежде всего, вы упустили, что длительное время ВАРПЭ из старой, по вашему меткому выражению, гвардии возглавляли В.М.Каменцев и А.В.Родин. Можно привести и еще целый ряд специалистов «старой гвардии», которые вели общественную работу, да ведут ее успешно и сейчас. Это и В.Д. лущенко, Б.Л. лажко, В.В. Круглов и другие.

С вашей оценкой деятельности ряда специалистов, которую вы дали выше я не могу полностью согласиться, потому что их оценку надо рассматривать в контексте того времени и тех идеологических взглядов, которых они придерживались. Ну, как могли тот же В.Ф.Карельский, Ю.И.Москальцов, М.И.Каргин, А.Н.Якунин, как и ряд других руководителей бассейнов, противостоять директивному указанию Президента России Б.Н. Ельцина о повальной приватизации? Только одним – подать в отставку! Некоторые так и поступали. Да не всех еще отпускали. Другим грозили, в лучшем случае увольнение, в худшем…

Вмести с тем вы поднимаете такой сложный и большой вопрос, говоря о преемственности поколений, пусть и в отдельной, хотя и весьма сложной отрасли, какой является рыбное хозяйство, да еще и в период насильственной смены политико-социальной системы, включая естественно и экономическую модель. Эта тема заслуживает серьезного исследования и достойна написания отдельной книги.

По моей же субъективной оценке освоить модель рыночной экономики в рыбной централизованной отрасли, да еще и специалистам, воспитанным в условиях директивно плановой распределительной системы, а именно таковая была в Советском Союзе, не каждому дано. Отсюда и естественный уход «старой гвардии» в новых условиях на периферию рыбацких дел. Добавьте сюда и возраст. Полагаю все же, она – «старая гвардия» -- сумела все же передать и немалый ими наработанный «багаж» и, прежде всего, это сырьевые ресурсы, свой практический опыт работы непосредственно в море - на промысле, да и береговые управленческие знания, ответственному отношению к рыбному делу новому рыночному поколению. И за это им огромное спасибо!

Да, многие из них не сумели, хотя и хотели, вписаться в рыночные условия и создать «свои рыбные крупные компании». Вы спрашиваете меня – почему? Во-первых, работа в рыночных условия, да еще и в российской действительности, это тоже талант, который надо иметь или уметь жить по тем «понятийным», да и легитимным тоже, законам, которые сейчас действуют. Вот у меня, например, такого таланта и способностей не было и нет.

Что же касается «лидера рыбной отрасли», то сейчас с разгоном ВАРПЭ, он только еще просматриваются. Не буду навязывать своего мнения, скажу только, что на данном этапе, на сломе «правил игры в рыбном деле» таким лидером становится пока коллективный «узкий круг собственников крупных компаний», тесно связанный с госчиновниками и полагаю так же и с рядом силовых структур, имеющих отношение к рыбной отрасли.

Появится ли публичный яркий лидер рыбной отрасли покажет время. Считал и считаю, что такой лидер может прийти только из среды профессионалов-рыбников. Многие из таких перспективных молодых «профи» мне известны, но пока их не привлекает общественная публичная деятельность. К тому же, они видят, как к такой деятельности относится руководство отрасли. Быть в услужении у чиновников они не хотят и не приучены к этому рыночной экономикой.

С.В.. Советский период истории рыбной промышленности – это период экстенсивного «пожирательства» ресурсов, когда за цифрами показателей социалистического соревнования стояли экологические катастрофы, который никто старался не замечать. Замечались только победы. Я не хочу осуждать великое прошлое великой державы, но объективности ради нужно сказать, что покорение Мирового океана было напрямую связано с истощением традиционных рыбных районов: начиная с Северной Пацифики и продолжая далее вплоть до Антарктиды, когда традиционная сельдь и камбала заменялись на пристипому, путассу, хек, криль…

Период раннего капитализма в России в конце прошлого и начале нынешнего века был ознаменован еще более яростным «пожирательством»: я помню период, когда официальный выход икры минтая составил 39 процентов (против 3-4 биологических). Я помню хорошо период «крабовой лихорадки», когда затем потребовался многолетний мораторий, чтобы восстановить запасы королевского камчатского краба.

Но сегодня наступают иные времена – наступает период интенсивного хозяйствования, так как рыбопромышленники хотят стабильно работать в условиях устойчивого рыболовства.

И может быть поэтому старая рыбацкая гвардия оказывается сегодня не у дел? Мы уже говорили о том, что не знаем успешных современных компаний, которыми руководила бы старая гвардия или ее молодые представители типа Москальцова или Потапенко (ООО «Дальрыбу», вряд ли, можно назвать успешной, как и ООО «Камчатрыбпром»).

Но ведь именно крупный рыбный бизнес поставил в свое время вопрос о введении крабового моратория и установления биологических норм выхода икры минтая. То есть именно крупный рыбный бизнес выступает сегодня главным инициатором регулирования промысла.

Крупнейшим объединением российских рыбаков является Ассоциация добытчиков минтая. И как не АДМ выдвигать своего представителя в руководство ВАРПЭ.

Я думаю, что этот процесс закономерный и объективный. Дальневосточники закрепляют свои позиции в Москве. Но сегодня именно Дальний Восток – основа основ рыбной промышленности современной России. И с этим нельзя не считаться.

Но вы со мной не согласны. Почему? Дело ведь не в личности человека, представляющего эти дальневосточные интересы, а в принципе?

В.З. Ранее я неоднократно говорил и сейчас повторю, что для меня главное это то, что специалист, который претендует на лидерства в отрасли, на руководство ВАРПЭ, должен быть, при всех других положительных качествах, прежде всего, профессионалом отрасли. Он должен обладать суммой знаний именно о рыбной отрасли и ее узких местах, которые надо решать. А с какого он бассейна -- это второстепенно. Об этом я прямо сказал и в ходе собрании ВАРПЭ, которое в пожарном порядке было созвано, да еще и по указке руководства Росрыболовства и крупного бизнеса.

Вы говорите о принципе и при этом ратуете за то, чтобы во главе ВАРПЭ стоял представитель крупного бизнеса и в частности представитель АДМ, что и осуществлено.

Мой принципиальный подход по этому вопросу в корне отличается от вашего подхода. Считаю, что руководитель ВАРПЭ должен быть равноудаленным как от крупного бизнеса, так и от руководства Росрыболовства. Этим будет исключен скрытый лоббизм интересов крупного рыбного бизнеса и заискивание перед чиновниками. Такой подход подтвержден и деятельностью всех ее 4-х прежних президентов. Повторюсь, руководитель ВАРПЭ должен быть действительно профессионалом – рыбником, а не представителем «каннареечного языка», который широко стал процветать в пределах садового кольца.

Само же ВАРПЭ -- это инструмент решения тех проблем, которые возникают, прежде всего у ее членов. Одновременно она -- связывающее звено между рыбацким бизнес-сообществом и властью. Но даже в этих условиях велика роль региональных бассейновых союзов, ассоциаций рыбаков при решении практических вопросов на местах. Тем более, что многие компании не входят в ВАРПЭ по разным соображениям. Кроме того, как показали итоги работы Президиума Госсовета и разработанные проекты нормативных документов по «инвестквотам», в них не учтены бассейновые особенности. Они больше адаптированы к «средней температуре по больничной палате» и к Дальневосточному бассейну.

С учетом этого и принимая во внимание продолжающийся управленческий кризис в отрасли и давление контрольных и силовых структур на бизнес, следует подумать о создании Координационного Совета или Президиума которой бы объединял региональные бассейновые союзы и ассоциации в решении общих практических проблем с учетом их бассейновых особенностей.

С.В.И снова возвращаясь к интенсивному принципу рационального использования рыбных ресурсов. В стране, где правят понятия, а не закон, и которая по своей структуре все еще является «воровской страной», где позволено самим государством в лице его официальных представителей воровать и грабить, истощая страну и ресурсы, как можно вести свое хозяйство рационально?

И может быть «инвестквоты» -- это просто первый блин в создании системы интенсивного рыбного хозяйства страны, который, как и положено по русским неписанным правилам, должен быть «комом»?

И следующие «блины» могут быть уже нормальными?

Или ничего не получится – так как и блины пекут «ненормальные» пекари, и сами условия для выпекания этих «блинов» тоже нельзя назвать нормальными?

И тогда есть ли свет в конце этого туннеля?

Я думаю, что самой перспективной возможностью для этого является солидаризация крупного рыбного бизнеса (и не только его добывающего и обрабатывающего сегмента), имеющего свой организационный центр (сначала АДМ, а сегодня ВАРПЭ), который и «нормализует» ситуацию с выпечкой «блинов».

Но вы очень обеспокоены именно тем, что крупный бизнес будет вести свою игру.

Это эмоции северянина, который обеспокоен уходящим политическим влиянием Мурманска, или трезвый взгляд на будущее рыбной отрасли, которое будет связано с очередными рыбными переделами по инициативе уже самого крупного рыбного бизнеса, а не Росрыболовства? Или дело совсем в другом?

В.З. Начну с последнего вашего высказывания. Меня, как северянина, никогда не беспокоило якобы «уходящее влияние Мурманска» поскольку оно сформировано прошлым нашим рыбацким трудом, теми неплохими результатами, которые имеются в сегодняшних непростых условиях и нашим особым северным характером. Влияние северян на рыболовную политику отрасли существенно и оно сохранится, несмотря на персоналии в московских федеральных властных рыбных структурах и в общественных организациях федерального уровня. Это обусловлено особенностями северного рыболовства, нашей открытостью и желанием сотрудничать во имя общих рыбацких дел.

Рыбаки Северного и Западного бассейнов уже давно работают в одних и тех же районах промысла, строго в пределах выделяемых квот и бережного отношения к ресурсам. В этом нам помогают и наши соседи – норвежцы, исландцы, фарерцы и рыбаки других стран. Нет особых нареканий к рыбным компания, фирмам и со стороны налоговых и других служб. Давно все работают в светлую. О теневой экономике забыто. Зато северян, как и дальневосточников, «достали и продолжают доставать» избыточные контрольные функции силовых структур. Так, несмотря на отсутствие ННН- промысла, наши суда, работающие в морском районе архипелага Шпицберген, продолжают, вот уже пятый год, везти рыбу и рыбопродукцию в Мурманск, исполняя Постановление Правительства за № 486, инициированное силовиками. При этом только на переходах ежегодно судовладельцы теряют не менее 500 мил. рублей в год. А в какую сумму обходятся компаниям обязательное прохождение повсюду натыканых «контрольных точек»! Пора уже покончить с этим беспределом. Вот этим - ликвидацией избыточного контроля -- и должен вплотную заняться руководитель Росрыболовства.

Надо всему рыбацкому сообществу сказать твердое «НЕТ -- избыточным контрольным мероприятиям» и предложить Росрыболовсту и ВАРПЭ объявить 2017 год – годом борьбы с этим бюрократическим злом.

Относительно вашего благого предположения о том, что «… «инвестквоты» это просто первый блин в создании системы интенсивного рыбного хозяйства страны» глубоко ошибочно. Это продуманная система легального передела сырьевых рыбных ресурсов, которая приведет, при активном участии прежде всего крупного рыбного бизнеса, к плачевным результатам в целом в отрасли и создаст социальную напряженность в приморских регионах страны. Расплачиваться за это будут рыбаки, а следовало бы --инициаторам. Но к тому времени, уверен, они – инициаторы «инвестквот» --будут уже на новых руководящих недосягаемых высотах. А жаль!

С.В. Вы уверены, что при всем том политическом, экономическом, идеологическом и административном раскладе, который вы сей час показали, IV-ый Всероссийский съезд работников рыбного хозяйства все же состоится 14 – 16 сентября с.г. в Санкт- Петербурге?

В.З. Да, уверен. Именно об этом заявил руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков на недавно состоявшемся Координационном Совете по развитию рыбохозяйственного комплекса при Росрыболовстве, в работе которого я принимал участие. К том же, на Коллегии был распространен соответствующий буклет об этом. Дело за организацией и главное за разработкой содержательной части съезда.

С.В. Вынамерены принять участие в работе съезда?

В.З. Да, надеюсьбыть на съезде, конечно, в том случае если он будет открытым. 

 

Источник: Рыба Камчатского Края 

Наши координаты

Телефон: 8 (912)  6718-994 

 

Адрес для корреспонденции:

г. Екатеринбург, проспект Ленина 13а, 620014

 

 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.