Menu

Лес - это наше богатство /01.11.2018/

Еще недавно этот лозунг имел совершенно другой смысл. Лес был, действительно, нашим общим богатством. Мы собирали здесь ягоды и грибы. Теперь лес стал ИХ богатством -- богатством тех, кто насадил в стране законы самого зверского капитализма. Но и этого показалось мало - теперь они претендуют и на лес в водоохранных и рыбоохранных зонах. Также же цинично игнорируя Поручения Президента, прекрасно понимая, что за это им НИЧЕГО НЕ БУДЕТ... Просто такая ИГРА...

О сохранении нерестоохранных полос лесов для предотвращения угрозы сокращени рыбных ресурсов
информационная справка

11 апреля 2013 года в Улан-Уде, на заседании Президиума Государственного Совета о повышении эффективности лесного комплекса России, была признана проблема существенной деградации защитных лесов страны в результате вырубок. Поэтому, по его итогам, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было дано следующее поручение (№ Пр-1037 от 7 мая 2013 года, абзац 8 подпункта «в» пункта 1):

«Правительству Российской Федерации: …

в) внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие: …

- установление критериев и нормативов определения категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов, а также установление правовых режимов указанных лесов и участков лесов, исключающих проведение в этих лесах и на этих участках промышленных рубок и передачу их в аренду в целях заготовки древесины

За прошедшие 5 лет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготовило и внесло в Государственную Думу проект закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и особо защитных участков лесов» (законопроект № 140177-7, размещен по адресу), который в настоящее время прошел первое чтение.

Однако, при подготовке законопроекта были практически полностью проигнорированы требования Поручения Президента в части увеличения правовой защищенности защитных лесов. Так, законопроектом предусматриваются дополнительные ограничения на заготовку древесины только для одной категории защитных лесов из 17 (для орехово-промысловых зон), ограничения на аренду с целью заготовки древесины для защитных лесов не предусматриваются вообще. Для водоохранных зон перечень оснований, по которым в них можно вести сплошные рубки, только расширяется.

Более того, законопроектом создаются условия для очень существенного сокращения площади защитных лесов в России в целом. Это связано с тем, что предлагается установить новые критерии отнесения лесных участков к нерестоохранным полосам лесов.

Нерестоохранные полосы лесов впервые были установлены Постановлением СМ СССР от 15.09.1958 года № 1045 «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР» с целью сохранения прибрежной полосы внутренних водных объектов, где происходят нерестовые миграции и нерест ценных и особо ценных видов рыб, в связи со значительным ущербом нерестилищам, нанесенным к этому времени лесозаготовками. Принятие законопроекта в существующей на настоящее время редакции повлечет за собой сокращение площади нерестоохранных полос лесов более чем в 10 раз. Вследствие этого под угрозу осуществления хозяйственной деятельности (в том числе сплошной вырубки) попадает не менее 50 млн гектаров лесов по берегам нерестовых водоемов за пределами рыбоохранных и водоохранных зон, так как ширина нерестоохранных полос лесов в настоящее время составляет в среднем 1 км по каждому берегу нерестовых рек и озер, а максимальная ширина рыбоохранных зон для этих же объектов – до 200 м, в большинстве случаев – 50 или 100 м. Научными исследованиями установлена критическая важность прибрежных участков рек для нереста многих видов рыб (например), проведение в них вырубок приводит нарушению режима стока, обмелению, замутнению воду, заилению и долговременной деградации нерестовых участков вследствие этого. Опыт зарубежных стран, которые занимались восстановлением нарушенных в результате рубок нерестилищ говорит, что стоимость такого восстановления на много порядков превышает все возможные выгоды от продажи заготовленной здесь древесины. Существующие же рыбоохранные зоны, которые установлены к настоящему времени только для 6 субъектов Российской Федерации (Приказы Росрыболовстсва от 20 ноября 2010 года № 943 «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей» и от 26 октября 2011 года № 1040 «Об установлении рыбоохранных зон водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Алтай, Алтайского края и Астраханской области»), даже с учетом их возможного установления и в других регионах, в силу небольшой ширины не смогут в полной мере выполнять функцию сохранения полос лесов в прибрежной зоне водных объектов рыбохозяйственного значения высшей категории, где происходит нерест и нерестовые миграции ценных и особо ценных водных биоресурсов.

Таким образом, с уменьшением площади нерестоохранных полос лесов под угрозу деградации попадают нерестилища тихоокеанских лососей, атлантического лосося (сёмги), осетровых, сиговых и других ценных пресноводных, проходных и полупроходных, включая анадромных, видов рыб, что является прямой угрозой для обеспечения продовольственной безопасности страны и сохранения водных биологических ресурсов в целом. При принятии решения о сокращении нерестоохранных полос лесов не рассматривались и не оценивались также прямые экономические потери рыбохозяйственной отрасли в результате сокращения запасов ценных видов рыб, и как следствие – снижения их уловов.

Для того чтобы избежать серьезных негативных последствий принятия данного законопроекта, необходимо либо отменить в нем положения, направленные на изменение критериев отнесения лесов к нерестоохранным полосам, оставив их такими же и ранее, либо предусмотреть соответствующие поправки в законодательство о сохранении водных биологических ресурсов, например, в виде придания всем существующем в настоящее нерестоохранным полосам лесов статуса рыбохозяйственных заповедных зон или рыбоохранных зон. При этом, до принятия такого решения необходимо установить мораторий на сокращение площади нерестоохранных полос лесов, имеющих такой статус в настоящее время.

Автор: В. Леман, канд. биол. наук, доцент, ФГБНУ «Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии»; К. Кобяков, А. Винников, канд. биол. наук, WWF России

Полный текст: Защитные леса и сохранение водных биологических ресурсов

 

Наши координаты

Телефоны
  8 (343) 219-22-45
    8 (908) 63-08-013
      8 (912) 67-18-994
e-mail
  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  
    Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.